Рациональный дизайн катализаторов на основе палладия для активации C-H связей и на основе рутения для гидрирования C-O связей: от operando спектроскопии рентгеновского поглощения до мультиспектральной диагностики с применением машинного обучения

РНФ. Бельгия. 2020-2022
Современная фармацевтическая и тонкая химическая промышленности нацелены на производство все более и более сложных соединений посредством технологий, имеющих, с одной стороны, высокую экономическую обоснованность, а с другой - минимальное воздействие на окружающую среду. В основе многих новых соединений лежат винилированные ароматические молекулы, получаемые через каталитическое формирование С=С связей. Актуальной и до сих пор нерешенной задачей в данной области является переход от использования окисленных ароматических прекурсоров (например, арилгалогенидов, побочным продуктом использования которых являются галоиды) к непосредственной активации ароматических С-H связей для дальнейшей реакции поликонденсации с удлинением углеродной цепи и отщеплением молекулы водорода [1]. Другой перспективной задачей является восстановление окисленных соединений на основе биосырья, в частности, перевод многоатомных спиртов в C3, C4, C5, C6 олефины [2,3], которые имеют множество применений в химической промышленности. Однако до сих пор не разработаны катализаторы, позволяющие превращать многоатомные спирты в олефины в больших объемах и с высокой селективностью.

Рациональный дизайн новых катализаторов требует глубокого понимания структуры активных центров и их поведения в ходе протекания каталитических реакций, что требует комплексного подхода с применением передовых методов синтеза, operando диагностики и компьютерного моделирования. Несмотря на очевидную важность такого подхода, его практическая реализация крайне затруднительна, и для многих каталитических реакций координация активных металлических центров, играющих ключевую роль в катализе, остается неизвестной. Настоящий проект нацелен на разработку мультиспектральной (рентгеновской и инфракрасной) operando диагностики с использованием методов машинного обучения для новых промышленно значимых катализаторов на основе рутения и палладия для активации C-H связей и для гидрирования C-O связей. Этот многостадийный междисциплинарный проект предполагает не только синтез новых функциональных материалов, которые могут быть использованы в тонкой химической и фармацевтической промышленности, но и достижение фундаментального понимания принципов работы их активных металлических центров, а также разработку инновационных алгоритмов количественного анализа спектральных данных на основе машинного обучения, применимых для широко круга задач в области наук о материалах.

В частности, в ходе выполнения проекта будет разработан метод на основе машинного обучения, позволяющий проводить количественный анализ спектров рентгеновского поглощения в ближней (XANES) и протяженной (EXAFS) областях и инфракрасных спектров с Фурье-преобразованием (FTIR). Комбинация данных методик позволяет получить информацию как о локальной структуре и степени окисления активных металлических центров, так и об адсорбированных на них органических молекулах-реагентах. Сложность анализа таких данных заключается в том, что для реальных каталитических систем структура активных центров динамически меняется в ходе протекания реакции и может не соответствовать ни одной из стандартных структур, известных по кристаллографическим базам данных. Для неизвестных структур сравнение экспериментальных и теоретических спектров в принципе возможно, однако, особенно в случае XANES и FTIR спектров, требует создания гипотетических структур с большим количеством варьируемых параметров. Для решения такой многопараметрической задачи подходят алгоритмы машинного обучения, возможность применения которых для анализа рентгеноспектральных данных была впервые продемонстрирована лишь недавно, а наработки в данном направление имеются лишь у нескольких научных групп [4,5], включая коллектив данной заявки [6]. Таким образом, создание устойчивого алгоритма и его представление широкой научной общественности в форме готового программного продукта будет существенным и инновационным достижением в области наук о материалах. Также, в отличие от существующих методов анализа спектральных данных, предлагаемая нами методика будет производить одновременный анализ трех типов спектров, что позволит улучшить точность результатов и устойчивость подгонки. Нами будет создана база теоретических XANES и FTIR спектров, описывающих более 15000 различных структур комплексов палладия и рутения для тренировки алгоритма машинного обучения и дальнейшего анализа реальных экспериментальных спектров.

Разработанные методики анализа будут применены для установления фундаментальных взаимосвязей структуры и каталитической активности в двух практически значимых реакциях: селективное восстановление многоатомных спиртов до олефинов в присутствии катализаторов рутения и связывание ареновых и олефиновых C-H связей для формирования новой C-C связи в присутствии катализаторов палладия, новые гетерогенные типы которых были недавно разработаны Бельгийскими коллегами [1]. В рамках проекта будет разработана специализированная экспериментальная ячейка позволяющая тестировать жидкие и твердые образцы в условиях реакций при высоких давлениях (до 20 бар). Экспериментальные исследования в режиме operando в ходе протекания каталитических реакций будут проведены с использованием синхротронного излучения, в частности в крупнейшем центре синхротронного излучения ESRF, который в данный момент модернизируется и будет доступен для пользователей в 2020 году. Для определения активных и неактивных металлических центров, комплексы благородных металлов Ru и Pd, используемые как катализаторы, будут синтезированы с использованием разных прекурсоров в различных средах и подвержены систематическому изменению параметров протекания каталитической реакции. Затем, используя мультивариационные статистические методы, мы выделим из общего набора экспериментальных данных спектры, соответствующие отдельным компонентам, относящимся к металлическим комплексам. Эволюция концентрации этих компонент будет соотнесена с анализом продуктов реакции, определенных по данным online масс- и ИК-спектрометрии в режиме operando, а соответствующая локальная структура металлических центров будет определена с помощью алгоритмов машинного обучения по заранее рассчитанной теоретической базе спектров рентгеновского поглощения в областях XANES и EXAFS.

Наконец, на основе полученной структурной информации и её связи с активностью катализаторов, будут разработаны материалы с улучшенными свойствами. В частности, катализаторы на основе рутения для восстановления эритритола с целевым значением числа оборотов реакции свыше 500 и селективностью к бутинам более 85%, а также палладиевые катализаторы для активации ареновых C-C связей с повышенным сроком службы, устойчивостью к деактивации и улучшенным в 2-3 раза числом оборотов реакции относительно имеющихся мировых аналогов. Данные материалы будут прототипами реальных катализаторов для тонкой химической и фармацевтической промышленности. Таким образом, в ходе проекта будут решены как фундаментальные и методологические задачи, так и получены новые перспективные для коммерческого использования материалы.

[1] Van Velthoven, Smolders, De Vos, et al. Chem Sci, 10, 3616-3622 (2019)
[2] Huber, et al. Angew. Chem. Int. Ed., 43, 1549-1551 (2004)
[3] Tomishige, et al. ChemSusChem, 8, 1114-1132 (2015)
[4] Timoshenko, et al. Nano Lett., 19, 520-529 (2019)
[5] Zheng, et al. Comput. Mater., 4, 9 (2018)
[6] Guda, Soldatov, Bugaev, et al. Catal. Today, 336, 3-21 (2019)


Публикации по направлению


Всего отобрано 2 публикаций с суммарным значением Impact-factor = 14.821

1. N. Van Velthoven, M. Henrion, J. Dallenes, A. Krajnc, A.L. Bugaev, P. Liu, S. Bals, A.V. Soldatov, G. Mali, D.E. De Vos "S,O-Functionalized Metal-Organic Frameworks as Heterogeneous Single-Site Catalysts for the Oxidative Alkenylation of Arenes via C-H activation" ACS Catalysis 2020 10 (9) 5077-5085 (Impact-factor: 12.221 ) DOI: 10.1021/acscatal.0c00801

2. Maria Diaz-Lopez, Sergey A. Guda, and Yves Joly "Crystal Orbital Overlap Population and X-ray Absorption Spectroscopy" Journal of Physical Chemistry A 2020 in press (Impact-factor: 2.6 ) DOI: 10.1021/acs.jpca.0c04084

Rational design of Pd-catalysts for C-H activation and Ru-catalysts for C=O hydrogenation: from operando X-ray absorption spectroscopy identification of metal complexes to multi-technique machine learning-based characterization

РНФ. Бельгия. 2020-2022
From 01.01.2020 till 31.12.2022
Grant holder: Alexander Soldatov
Responsible: Aram Bugaev
Members: Yury Rusalev, Vera Butova, Alexander Guda, Andrei Tereshchenko, Sergey Guda, Oleg Usoltsev, Alina Skorynina, Elizaveta Kamyshova

Modern pharmaceutical and fine chemical industries aim at producing chemical compounds of ever increasing complexity, via cost-effective routes that have low environmental impact. Key motifs in many new compounds are vinylated aromatic molecules, which are prepared through catalytic C=C bond formation. The interesting and still unsolved problem is the direct activation of aromatic C-H bonds [1], instead of the currently used use ‘pre-oxidized’ aromatic precursors (e.g. aryl halides) results in stoichiometric formation of halide salt waste. Another promising direction is deoxygenations of biobased oxygenated compounds, in particular, defunctionalization of polyols to C3, C4, C5, C6 olefins [2,3], which can be used as building blocks for the chemical industry. However, there so far no catalysts that can defunctionalize polyols to olefins with a satisfactory selectivity and substrate scope.

Rational design of novel catalysts require deep understanding of the structure of active site and their evolution along the catalytic reactions, which requires a complex approach exploiting state-of-the-art methods of chemical synthesis, operando characterization and computer modelling. Although the importance of such approach is obvious, its practical application remains challenging and the structure of metal coordination complexes, which play the key role in catalysis, remains unresolved for many catalytic processes. This project is aimed to delopping of novel industrially relevant Ru- and Pd-based catalysts for C-H activation and C-O hydrogenation and their multi-technique XANES/EXAFS/FTIR operando characterization based on machine learning algorithms. This multi-stage interdisciplinary project involves not only chemical synthesis of new functional materials for fine chemical and pharmaceutical industries, but also achieving fundamental understanding of the structure-reactivity relationships of their active metal sites, as well as developing novel innovative machine learning-based algorithms, that can be be further applied for a wide range of problems in materials science.

In particular, within this project, we will develop a method based on machine learning (ML) for quantitative analysis of X-ray absorption near-edge structure (XANES), extended X-ray absorption fine structure (EXAFS) and Fourier-transform infrared (FTIR) spectra. Combination of these spectroscopies allows descripting both the structure of the catalytically active metal center and adsorbed organic species. The main challenge of the analysis of such data for real catalytic systems is the dynamic evolution of active metal sites along the reaction, so that their structures may not correspond to any known reference structures from the crystallographic databases. For the unknown structures, comparison with theoretically calculated spectra is, in principle possible, but requires (especially for XANES and FTIR spectra) utilization of hypothetical structures with huge number of variable parameters. For such multiparametric problem, ML algorithms are highly appropriate. However, the application of ML for analysis for X-ray absorption spectra have been shown only recently by few research groups [4,5], including the team of this project [6]. Thus, development of sustainable algorithms and its further delivery as a user-friendly software to the scientific community will become a considerable and innovative achievement in the field of material science. Moreover, unlike the existing methods in quantitative spectroscopy, our algorithm will perform simultaneous analysis of three different spectral regions, which will improve stability and precision of the obtained results. We will establish a database of theoretical XANES and FTIR spectra, describing more than 15000 of different coordinations of Pd- and Ru-complexes in different charge state, train ML algorithm and further apply it to real experimental data.

The developed algorithms will be applied to determine fundamental structure-reactivity relationships in two industrially relevant reactions: Ru-catalyzed selective deoxygenation of polyols to olefins and Pd-catalyzed, dehydrogenative coupling of arene C-H bonds to olefinic C-H bonds resulting in the creation of new C-C bonds, for which Leuven group has designed a new class of heterogeneous catalysts [1]. We will develop a specialized operando cell for measurements of solid and liquid samples under pressures up to 20 bar. Operando experiments will be performed using synchrotron radiation sources, including the leading European synchrotron source – ESRF, which undergoes upgrade program and will be reopened for users in 2020. To identify both active and inactive species we aim to explore wide ranges of experimental conditions and sample types. Then, applying multivariate statistical methods we will decompose the whole experimental dataset into the spectra of “pure” states of metal complexes and their concentration profiles, which will be correlated to the reaction products monitored by means of online mass spectrometry and infrared spectroscopy, while the structure of the corresponding metal sites will be determined using ML algorithms according to the calculated spectral database.

Finally, based on the obtained structure-reactivity relationships, we will develop new catalytic materials with improved properties. In particular, for Ru-catalyst for hydrogenative deoxygenation of erythritol, we aim for a TON number ≥ 500 and a selectivity of at least 85 % for butenes. And for Pd-catalysts for arene C-H activation, we will improve its resistance towards deactivation, resulting in overall 2-3 times increase of TON and positional selectivity over 75% in the activation of C-H bonds on the arene ring. This materials will act as prototypes for real catalysis for fine chemical and pharmaceutical industries. Thus, within this project we will be solving both fundamental and methodological problems, as well as developing new materials for practical applications.

[1] Van Velthoven, Smolders, De Vos, et al. Chem Sci, 10, 3616-3622 (2019)
[2] Huber, et al. Angew. Chem. Int. Ed., 43, 1549-1551 (2004)
[3] Tomishige, et al. ChemSusChem, 8, 1114-1132 (2015)
[4] Timoshenko, et al. Nano Lett., 19, 520-529 (2019)
[5] Zheng, et al. Comput. Mater., 4, 9 (2018)
[6] Guda, Soldatov, Bugaev, et al. Catal. Today, 336, 3-21 (2019)