Разработка и operando диагностика новых катализаторов на основе метал-органических каркасных структур, функционализированных палладием и платиной

РНФ Бугаев МОФы

Дата начала работ по гранту: 03.07.2018 01:00:00
Дата окончания работ по гранту: 30.06.2020 23:00:00
Руководитель: Бугаев Арам Лусегенович
Ответственный исполнитель: Скорынина Алина Александровна
Исполнители: Камышова Елизавета Геннадиевна

Метал-органические каркасные структуры представляют собой новый тип высокопористых кристаллических материалов, построенных на основе кластеров металлических оксидов, соединенных между собой органическими линкерами. Возможность варьировать типы металлических кластеров и линкеров обуславливает огромное разнообразие получаемых структур. Благодаря крайне высоким удельной площади поверхности и объему пор данные материалы являются перспективными для широко ряда практических задач, в том числе и для каталитических применений. Однако в большинстве из существующих метал-органических каркасных структур атомы металлов не обладают ненасыщенными связями и сами по себе не могут проявлять каталитическую активность. В связи с этим особый интерес представляет возможность функционализации этих материалов металлическими наночастицами либо изолированными металлическими центрами, что позволит совместить высокую пористость метал-органических каркасных структур с каталитической активностью металлов. Данное направление является новым и перспективным, а первые работы по этой тематике появились лишь в конце 2000-х годов.

Настоящий проект направлен на разработку новых материалов на основе метал-органических каркасных структур, функционализированных палладием и платиной, основной областью применения которых будет являться каталитическое гидрирование диоксида углерода и ацетилена. Проект предполагает как синтез новых материалов, так и их in situ и operando диагностику в условиях, приближенных к реальным технологическим, а также суперкомпьютерное моделирование их атомной и электронной структуры. В качестве основной топологии метал-органического каркаса будут выбраны структуры типа UiO-66, UiO-67 и UiO-68.

Синтез материалов будет производиться путем замены x доли стандартных линкеров на MCl2-содержащие линкеры, где x будет варьироваться в пределах от 0.01 до 0.2, а M = Pd, Pt. Полученные таким образом материалы будут проходить начальную лабораторную диагностику для определения кристаллической структуры материала и подтверждения внедрения атомов металлов в структуру метал-органического каркаса. Затем полученные образцы будут проходить процедуру активации путем нагрева в водородосодержащей атмосфере, в ходе чего будет определено влияние концентрации водорода в смеси на тип образуемых активных металлических центров: малых металлических нанокластеров, локализованных внутри пор, либо изолированных металлических центров в составе линкеров. В случае формирования металлических нанокластеров будет также определено влияние температуры и скорости нагрева, а также степени x замещения линкеров на размер получаемых нанокластеров.

Процесс образования металлических кластеров и изолированных металлических центров в ходе активации материалов будет сопровождаться лабораторными измерениями инфракрасных и оптических спектров в режиме in situ, а также измерением спектров рентгеновского поглощения и рентгеновской дифракции в режиме in situ на источниках синхротронного излучения. На основе полученных данных будут построены модели образования активных металлических центров в метал-органических каркасных структурах, которые будут дополнены результатами квантово-химического моделирования.

Полученные после активации материалы будут протестированы в качестве катализаторов для гидрирования диоксида углерода и селективного гидрирования ацетилена. Определение активной фазы материалов в ходе протекания каталитических реакций будет произведено путем измерения спектров рентгеновского поглощения за K- и L- краями внедренных в структуры металлов и инфракрасных спектров с одновременным контролем за продуктами реакции методом масс спектроскопии.

Основными результатами выполнения проекта будут 

  1. синтез новых функциональных материалов на основе метал-органических каркасных структур, обладающих высокой пористостью, удельной площадью поверхности и каталитической активностью в реакциях гидрирования диоксида углерода и ацетилена; 

  2. развитие новой неразрушающей комплексной методики in situ и operando диагностики атомной и электронной структуры функционализированных метал-органических каркасных структур при реалистичных технологических условиях; 

  3. разработка методики функционализации метал-органических каркасных структур атомами переходных металлов с возможностью получения материалов с наперед заданными практическими свойствами; 

  4. развитие передовых методик анализа экспериментальных данных и компьютерного моделирования с использованием алгоритмов машинного обучения и искусственного интеллекта.



Публикации по направлению


Всего отобрано 4 публикаций с суммарным значением Impact-factor = 21.229

1. A.L. Bugaev, A.A. Skorynina, L. Braglia, K.A. Lomachenko, A.A. Guda, A. Lazzarini, S. Bordiga, U. Olsbye, K.P. Lillerud, A.V. Soldatov, C. Lamberti "Evolution of Pt and Pd species in functionalized UiO-67 metal-organic frameworks" Catalysis Today 2019 336 33-39 (Impact-factor: 4.888) DOI: 10.1016/j.cattod.2019.03.054  

2. E. G. Kamyshova, A. A. Skorynina, A. L. Bugaev, C. Lamberti, A.V. Soldatov "Formation and growth of Pd nanoparticles in UiO-67 MOF by in situ EXAFS" Radiation Physics and Chemistry 2019 in press (Impact-factor: 1.984) DOI: 10.1016/j.radphyschem.2019.02.003  

3. A.L. Bugaev, A.A. Skorynina, E.G. Kamyshova, K.A. Lomachenko, A.A. Guda, A.V. Soldatov, C. Lamberti "In situ X-ray absorption spectroscopy data during formation of active Pt- and Pd-sites in functionalized UiO-67 metal-organic frameworks" Data in Brief 2019 25 104280 DOI: 10.1016/j.dib.2019.104280

4. K. A. Lomachenko, J. Jacobsen, A. L. Bugaev, C. Atzori, F. Bonino, S. Bordiga, N. Stock, and C. Lamberti "Exact stoichiometry of Ce(x)Zr(6-x) cornerstones in mixedmetal UiO-66 MOFs revealed by EXAFS spectroscopy" Journal of the American Chemical Society 2018 140 (50) 17379-17383 (Impact-factor: 14.357) DOI: 10.1021/jacs.8b10343

Synthesis and operando characterization of new catalysts based on metal-organic frameworks functionalized by palladium and platinum

РНФ Бугаев МОФы From 03.07.2018 01:00:00 till 30.06.2020 23:00:00
Grant holder: Aram Bugaev
Responsible: Alina Skorynina
Workers: Elizaveta Kamyshova

Metal-organic frameworks (MOFs) represent a new class of porous crystalline materials, based on the inorganic cornerstones connected via organic linkers. The possibility to vary the type of linkers and cornerstones gave rise to a great number of the obtained structures. Due to exceptionally high porosity and specific surface area, these materials can find their applications in various fields, including catalysis. However, in most of the MOFs metal atoms do not have any coordination vacancies and cannot be catalytically active themselves. In this regard, functionalization of MOFs by metal nanoparticles or single-site metal centers to combine the porosity and high surface area of MOFs with catalytic activity of metals is a problem if great scientific interest. This direction is very promising and quite new, the first works appeared only in the end of 2000s.
This project is aimed to development of new MOFs functionalized by palladium and platinum for catalytic application in hydrogenation of CO2 and C2H2. The project will involve both synthesis of new materials and their in situ and operando characterization, and computer modelling of their atomic and electronic structure. UiO-66, UiO-67 and UiO-68 structures will be chosen as the main topology of MOFs.
The synthesis will be performed by substitution of x part of standard linkers by MCl2-grafted ones, where x will be varied from 0.01 to 0.2, and M = Pd, Pt. The synthesized materials will be analyzed by laboratory techniques to prove the overall crystallinity of MOFs and successful grafting of Pd and Pt atoms into the linkers. The as synthesized materials will be then subjected to the temperature programmed reduction in the atmospheres with varied content of hydrogen. We will determine the role of the hydrogen content on the type of the resulting metal centers: small metal clusters or isolates single-site active metal centers. In the case of metal clusters, the effect of the temperature, ramp rate and the concentration x of the substituted liners on the particle size will be also investigated.
The process of formation of metal clusters and single-site active metal centers will be monitored by in situ FTIR spectroscopy, X-ray absorption spectroscopy and X-ray diffraction. Based on the obtained experimental data complemented by theoretical simulations, we will propose the mechanisms of formation of the active metal sites inside MOFs.
The obtained materials will be tested in the reaction of hydrogenation of CO2 and C2H2. The type of the catalytically active species will be determined by means of X-ray absorption spectroscopy at Pd K- and Pt L3- edges and FTIR spectroscopy with simultaneous online control of the reaction products by means of mass spectroscopy.
The main expected results are
1) synthesis of new functional materials based on the metal-organic frameworks with high catalytic activity in reaction of CO2 and C2H2 hydrogenation;
2) development of new non-destructive approach for in situ and operando characterization of the atomic and electronic structure of the functionalized metal-organic frameworks;
3) development of the stable and scalable procedure to functionalize MOFs by platinum and palladium to obtain materials with desired properties for practical applications;
4) development of the advanced approach for big data analysis and computer simulations based on the artificial intelligence and machine learning.